Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Консультации для педагогов

Консультация для  воспитателей
"Формирование коммуникативных качеств детей старшего возраста"                                     МБДОУ "Детский сад № г. Льгова"
                           alt                                                 
Воспитатель: Еремина Людмила Григорьевна
                          
 
2014г.
 
        Овладение языком, является одним из самых значимых приобретением  ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования. Если определённый уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, к сожалению, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
       Исследование Ф.А.Сохина доказывают: ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой формой и нормой, поэтому встает проблема введение элементов культуры в общую систему воспитания, что будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и способствовать его коммуникативному развитию.
      Культура речи дошкольника рассматривается осознанное условие выразительно – изобразительных средств речи и уместное их использования в собственных высказываниях в процессе общения. Известно, образы речевой культуры предлагает педагогика отраженная в фольклоре, в произведения устного народного творчества, заложены языковые нормы, образцы русской речи, поднятой до высоты эстетического идеала. Осознание этого и позволило разработать методику воспитания культуры речи у детей старшего возраста средствами русских народных сказок, пословиц и поговорок. Предлагаемая деятельность носит поэтапный характер.
    1й этап разъясняющий – мотивационный.
    2й этап теоретически и практически развивающий.
    3й этап репродуктивно творческий.
    1й - Понимать правильность иносказательного смысла слов и выражений,  употребляемых в сказках, пословицах и поговорках и знание правил их употребления, а так же осознание особенностей композиционного построения сказок. Все сказки, подобранные для анализа, отличаются сюжетной занимательностью, яркой характеристикой героев, простотой и ясностью композиции, разнообразием средств языковой выразительности и возможностью их использования в собственной речевой деятельности. Детям предлагаем назвать самые грустный, веселый, страшный эпизоды сказки, им предлагаем понять мотивы поступков героев и выразить к ним свое отношение. При анализе сказок уделяем словам, над которыми нужно задуматься, чтобы понять, что они означают.  Например : кудель – это пучок  шерсти, рушник – полотенце, квашня – деревянная кадка для теста и т. д.
   2й – Наибольшую трудность в ходе работы со сказками представляют логическое построение сказочного сюжета. Для формирования точности речевых высказываний использую игру : « Да – нет». Я даю правильную или неправильную характеристику сказочного героя, совершенного им поступка и т. д. Дети должны согласиться или нет с этим. С этой же целью провожу конкурс « Живой словарик».  В жизни встречаются много непонятных слов и выражений, объяснить их помогают специальные книги – словари. Для ознакомления детей с пословицами и поговорками предлагаю игры: 
1. «Закончи предложение : «Ученье свет, а не ученье (тьма)».
2. «Составь из слов пословицу или поговорку».(велики ,глаза, страх. (У страха глаза велики,).
3. Ответь на вопрос пословицей или поговоркой. Без чего не вынешь рыбки из пруда?
   Выполняя эти упражнения дети начали понимать важность каждого слова в пословице или поговорки и кроме того учились грамматически правильно строить предложения.
    Варианты соответствующих по смыслу пословиц и сказок. «Рукавичка» - « В тесноте, да не в обиде, «Гуси – лебеди» - Трудно найти, легко потерять.
3. Учить адекватному, точному и логическому использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в коммуникативных и самостоятельных высказываниях. На третьем этапе важным было творческое отношение детей к произведениям устного народного творчества.
      Импровизация по мотивам русской народной сказки, дополнение их новыми показами, дети готовы к логичному и точному использованию средств  речевой выразительности в собственной речевой деятельности.
     На этом этапе ребенок занимает позицию импровизатора, владеющего умением оценивать выразительную речь. Особое внимание уделяю творческим играм – драматизациям, театральным и режиссёрским играм, постановке спектаклей, которые обеспечивают совершенствование исполнительных умений, каждый логично строит свои высказывания, точно употребляет слова и активно использует средства выразительности речи.
   Считаю, что драматизация является хорошим приемом в практике дошкольного воспитания. Дети усваивают характерные для сказок языковые средства, обогащают интонационный, лексический и синтаксический строй речи.
   Эффективным приемом является проблемная ситуация. Такое затруднительное положение, которое вызывает познавательный вопрос и требует активной мыслительной деятельности для его решения. Например: если бы Алёнушка съела бы сразу пирожок предложенной печкой, как изменилась бы сказка? Если бы в сказке «Заяц хвастун» не испугался бы волка и не убежал, чтобы произошло?
     Интересным и увлекательным для детей оказался прием трансформации текстов или составление одного вида текста на основе другого. Давала задание такого типа: Вспомните сказку «Лиса и журавль» и придумайте похожую на неё сказку или рассказ о себе . Сочините новое начало или конец, а середину оставьте прежней и т. д. Так же предлагала сочинить текст письма или телеграммы герою какой – либо сказки. Дети говорили, я записывала, затем вместе читали и обсуждали письмо, корректировали и совершенствовали текст. В письмах выражались восхищение, благодарность, неприязнь и т. д. ,что указывает на взаимосвязь речевого и нравственного развития  детей дошкольного возраста.
      Сочинение собственных сказок является итогом всей опытно – экспериментальной работы. Я давала установку:  «О чём говорится в сказке? Выбери настроение, вспомни как оно менялось на протяжение всей сказки? Подумай о голосе, силе темпа, старайся говорить правильно, мелодично. Обдумай начало, середину, конец сказки».
    Таким образом итогом третьего этапа педагогической деятельности стало стремление детей к точному употреблению образных слов и выражений на основе понимания их прямого и переносного смысла. В детских высказываниях появилось умение составлять логическое высказывание на основе фольклорных произведений. Что доказывает эффективность предлагаемой педагогической технологии.alt