Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Фольклор

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

639170ccc196eb685395ebcca6dd41c3 web
История нашего Отечества сложилась так драматично, что связь с культурой предков была насильственно прервана. В настоящее время эта ситуация изменилась. Появился интерес к народной музыке и культуре в целом.
"Истоки национальной культуры высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, там, где живут Иваны, не помнящие родства."
Сезон утрат, давно уже воцарившийся для фольклора, рано или поздно должен смениться периодом надежд. Иначе, по мнению ученых, культуре не поздоровится.
"Фольклорная культура, все же начинает прислушиваться к своим собственным, пусть окольно доносящимся до ее сегодняшнего слуха голосам. Шок проходит. Народная культура вновь пытается разомкнуть уста. И хотя с этих уст, порою хриплых от долгого молчания, срываются подчас чужие слова и напевы, но, обретая вновь дар музыкальной речи, культура неизбежно захочет сказать свое – нажитое и выстраданное в собственном историческом опыте."
Фольклорный праздник заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы его проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от номеров на сцене до выхода на лужайку, в лес.
Изучение народных праздников должно предшествовать знакомству с творчеством театральных художников, так как фольклор имел существенное значение для возникновения профессионального театра. Обращение к народным празд­никам – это не только действительная форма изучения художественной культуры, это метод, как теперь принято говорить, эстетико-экологического воспитания детей.
Во всем многообразии праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Каковы же они?
Во-первых,обязательностьпраздника, его неотвра­тимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых циклов. Праздники отражали то благоговейное чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.
Во-вторых,массовость. Праздник – это всегда "событие" в буквальном (этимологическом) смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза... Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему. Ритм праздника держат знатоки традиции – "заводилы". Эпизодически вспыхивают проявления индивидуального начала, но солисты сменяемы.
В-третьих, праздник – этовеселье, смех,разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.
В детском празднике надо стремиться к осуществлению этих главных "составляющих" народного праздника.
Познавшая народную мудрость, народное творчество, сопричастная ему, собирательница фольклора Е. Линева в начале века высказала мысль непреходящего значения: "Важность изучения памятников народного творчества давно признана. Роль их громадна. Они вносят в жизнь свой образный элемент, называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно узко понятому патриотизму, а, напротив, соединят их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений, начиная с доисторических времен до нашего времени, и охватывающему все стороны жизни народной в личном и общественном смысле."
Человек, введенный в фольклор, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям. Перед любым педагогом, поставившим перед собой задачу обучения детей народным праздникам, неизбежно встает задача знакомства с более широким историко-культурным контекстом, которым эти праздники мотивированы, уделяя большое внимание отдельным праздникам, их календарности и обрядовости.
Специфика нашего Отечества в том, что Дух и Природа были соединены в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство. Большинство русских праздников и обрядов связаны с природой, с ними необходимо познакомить детей. Рождество и масленица, веселый праздник "сороки" и другие природные события – повод для этого.
16616554
ПРОГРАММА
 МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА «ГОРНИЦА» ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №3 г. Льгова»
Серова Ирина Григорьевна


Пояснительная записка:

     Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе детских садов становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
    Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колыбельные песни любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
     Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка, потешка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.
    Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.       Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
    Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, потешки, дразнилки легко запоминаются и могут использоваться детьми в играх. Они не только забавляют ребенка, но и обучают его навыкам поведения. Приобщение ребенка к народному творчеству очень важная и благородная задача.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении есть возможность приобщать дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, в кружковой работе. Оригинальность программы кружка заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий.

Этот принцип даёт детям возможность в течении двух лет изучать и переживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с последующим годом. Программа позволяет объединить различные элементы процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка. 

В программе систематизирован фольклорный репертуар из разных источников, с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников 5-7 лет, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности.  В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально-позитивное общение дошкольников.

Программа кружка имеет следующие разделы: народная песня и её режиссура, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, малые жанры фольклора, календарные праздники. 

Программное содержание разделов соответствует возрастным особенностям детей. В течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному.

   Цель:

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре.

       Задачи:

1.Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Осенины, Масленица, Святки, Рождество, Посиделки.
3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.
4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).
5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.
6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.
7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.
8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.
9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.
10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.
11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

·        Основная форма работы с детьми:

·        Непосредственная образовательная деятельность.
Календарные праздники.
Театрализованные представления, концерты.

·        Организация работы:

·        Данная программа рассчитана на один год обучения (дети 6-7 лет).
Кружок проводится 2 раза в неделю.
Продолжительность – 30 минут.

 

·        Структура проведения:

 

·        Приветствие.
Беседа (теоритическая часть).
Пение, инсценирование, музыкально-ритмические движения.
Знакомство с народным календарём.
Игра.
Взаимодействие с педагогами и родителями:

 

·        Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии педагогов ДОУ. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Знакомство с народными промыслами помогает осуществлять научный сотрудник краеведческого музея. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

 

·        Ожидаемые результаты реализации программы:
• Иметь представление о народных праздниках, обрядах и традициях
• Использовать в повседневной жизни произведения малых фольклорных форм (колядки, заклички, потешки, пословицы, припевки, считалки, загадки, дразнилки).
• Разыгрывать русские народные сказки, инсценировать русские народные песни.
• Знать название инструментов, уметь их использовать в оркестре (треугольник, бубен, бубенчики, свистульки, рубель, ложки, коробочка).
• Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни. Уметь сочетать движения рук и ног, выполнять хороводные движения.
• Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
• Уметь творчески самовыражаться.

 

СЕНТЯБРЬ

 

1.Знакомство с традиционным русским костюмом; его характерными особенностями и разновидностями.
(сб. «Народные игры в детском саду» авт. Л.А. Лялина, изд. Творческий центр, Москва 2008, стр. 52).
 
2.Распевание – упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные.
 
3.Осенины на Руси – сл. и муз. Олиферовой
(жур. «Музыкальный руководитель» № 4-2004)
 
4.Знакомство с народным календарём: Лупа – брусничник, Тит и Варфоломей; познакомить с приметами этих праздников.
 
5.Русская народная игра : «Шла коза по лесу»
 
6.Беседа - знакомство с понятием «закличка», «приговорка».
7.Беседа: Осень /сентябрь/.(сб. «Народные праздники в детском саду», авт. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова, изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2005 г., стр. 29-30)
8.Беседа: «Наша Родина – Россия»
9.Р.н.п. «Вейся, вейся,  капустка»
(сб. «Детские музыкальные праздники», авт. Т.Ю. Камаева, изд. «Лайда» Москва 1994 г., стр. 27)
10.Беседа: «Как хлеб родиться?»
11.Р.н.п. «Как под горкой, под горой»
12. «Обрядовая урожайная»– обр. И.А. Якушиной
(жур. «Колокольчик» № 22-2001г., стр. 7)
13.Знакомство с народным календарём:  «Куприян» – рассказать о происхождении картофеля, его пользе, обычаях, с ним связанных.
14.Знакомство с народным календарём: «Сазонт» – рассказать о луке, его пользе, обычаях, с ним связанных.
15.Бой петухов /народная игра/
(сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», авт. М.Ю. Картушина, изд. «Сфера» Москва 2004 г., стр. 39)
16.«Музей в чемодане» - встреча с научным сотрудником Льговского краеведческого музея.
17.Рябинушка – сл. и муз. Н.Б. Караваевой
(жур. «Колокольчик» № 23-2001г., стр. 18)

ОКТЯБРЬ

1.Беседа: «Как одевались в Курской губернии?»
2.Распевание – упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные.
Р.н.п. «Лиса по лесу ходила»
3.Курочка по зёрнышкам /игра-танец/
4.Рябинушка – сл. и муз. Н.Б. Караваевой
(жур. «Колокольчик» № 23-2001г., стр. 18)
5.Знакомство с народным календарём: «Никита-репорез»– рассказать о репе, её свойствах.
6. «Селезень утку догонял» - игра Курской области
7.Беседа: «Как воспитывали детей?»
8.Распевание – упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные.
9.Колыбельные песни
10.Знакомство с народным календарём: «Арина-шиповница» – рассказать о шиповнике, его свойствах.
11.Повтор знакомых игр по желанию детей.
12.Знакомство с народным календарём: «День Зосимы и Саввы» – заступники пчёл, рассказать об обычае этого дня.
13. «Плетень» - рус. нар. игра
14.Беседа о прялке. Рассказать о её происхождении и назначении, рассматривание прялки.
15.Карагод Курской области «Кумушки-голубушки»
16.Знакомство с народным календарём: «Фёкла-Заревница» – день узлов, рассказать о приметах этого дня.
17.Беседа: «Как рубашка в поле выросла». Познакомить с защитной функцией одежды изо льна от неблагоприятных влияний и воздействий, рассмотреть изделия из льна.
18.Р.н.п. «Пряха»


«ПРАЗДНИК ОСЕНИ»

 

 НОЯБРЬ

 

1.Лиса по лесу ходила
(сб. «На родимой, на сторонке», авт. Д.А. Рытов, изд. «Академия развития» Ярославль 2002 г., стр. 9)
 
2.Беседа: «Знакомство с предметами быта русской избы».
(сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», авт. И.Г. Гаврилова, изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г., стр. 23)
 
3.Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
4.Баседа: «Макоша – покровительница женских работ». Рассмотреть рушники с вышивкой, рассказать обозначение символов.
 
5.Курский танец «Чибатуха»
 
6.Считалка
(сб. «А мы просо сеяли» № 4, стр. 12)
 
7. «Капуста» - рус. нар. игра
(сб. «Игры, праздники, забавы в ДОУ для детей 4-6 лет», авт. Ю.Н. Вакуленко, изд. «Учитель» Волгоград 2009 г., стр. 61
8.Беседа: « Знакомство с музыкальными инструментами» (ложки, бубен, гармошка, свистульки, рожок)
9.Беседа: «Дразнилка».
 
10.Распевание – упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные.
Как на тоненький ледок
(сб. «На родимой, на сторонке», авт. Д.А. Рытов, изд. «Академия развития» Ярославль 2002 г., стр. 46)
 
11.Беседа «Как работали и отдыхали на Руси»
 
12.Р.н.п. «Как на тоненький ледок»
13.Повтор знакомых дразнилок и считалок .

 

ДЕКАБРЬ

 

1.Беседа: «Что такое колядка?»
2.Распевание – упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные.
 
3. «Коляда» - р.н.п.
(сб. «У нашего двора нет веселья конца», авт. Д.А. Рытов, изд. «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2006г., стр. 13)
4.Познакомить с историей празднования на Руси Нового года.
 
5.Беседа: «Зима. Декабрь.
(сб. «Народные праздники в детском саду», авт. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова, изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2005 г.)
 
6.Поздравляем с Новым годом
(сб. «Народное наследие», авт. Н. Зайкина, Ставрополь 1998г., стр. 38)
7. «Молчанка» - народная игра
8. «Золотые ворота» - игра Курской области
9.Беседа: «Знакомство с праздником Рождество Христово». Познакомить с традициями, расширить словарный запас.
10. « Спасибо хозяюшке!» - пение
11.Знакомство с народным праздником «Святки».  Познакомить с традициями, обрядами, расширить словарный запас.
12.Распевание – упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные. 13.Святочные частушки 13.«Баба Яга» - народная игра. 

ЯНВАРЬ

1.Беседа о Рождестве, обычаях этого праздника.
2. «Пришла Коляда  накануне Рождества»
3.Слушание Рождественских песен для детей
(сб. «Белый ангел», авт. Ю. Пастернак)
4.Знакомство с народным календарём: «День памяти Ильи Муромца» – рассказать об обрядах и обычаях, связанных с этим днём.
5.Беседа «Колокольный звон». Слушание в записи колокольного звона.
6. Р.н.п. «Ах вы, сени мои, сени»
(жур. «Музыкальный руководитель», № 4-2004 г., стр. 21)
7.Знакомство с народным календарём: «Святки» – рассказать об обрядах и обычаях, связанных с этим днём.
8.Беседа: «Зима. Январь».
(сб. «Народные праздники в детском саду», авт. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова, изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2005 г.)
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «СВЯТКИ».

9.Знакомство с народным календарём: «» рассказать о празднике, о главном событии дня – освещение воды у проруби, рассказать об обрядах и обычаях, связанных с этим днём.
10. «Перетягивание каната» - народная игра
11.Беседа «Русский чай»
12.Беседа: «На Руси все работы хороши».(сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», авт. И.Г. Гаврилова, изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г., стр. 110)

ФЕВРАЛ

1.Беседа – знакомство с народным праздником: «Масленица» – рассказать о народных обычаях, связанных с этим праздником, вызвать желание активно участвовать в празднике

2.«Блины» - разучивание песни
     3.Широкая масленица (сб. «Детский музыкальный фольклор», авт. Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина, изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г., стр. 84)
4.«Масленичный хоровод»
            5.Беседа – знакомство с народным праздником: «Масленица» – рассказать о
            каждом дне Масленицы.
            6.Считалка
           (сб. «У нашего двора нет веселья конца», авт. Д.А. Рытов, изд. «Музыкальная
           палитра» Санкт-Петербург 2006г., стр. 28)
           7.Небылицы
           (жур. ««Музыкальная палитра»», № 1-2000г., стр. 5)
           8.Беседа: «Небылицы».
           9.Беседа: Зима /февраль/.
          (сб. «Народные праздники в детском саду», авт. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова,
           изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2005 г.)
           10.Распевание – упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные.
           11.Солнышко
          (сб. «У нашего двора нет веселья конца», авт. Д.А. Рытов, изд. «Музыкальная
          палитра» Санкт-Петербург 2006г., стр. 22)
          12.Весна
          (сб. «У нашего двора нет веселья конца», авт. Д.А. Рытов, изд. «Музыкальная     
          палитра» Санкт-Петербург 2006г., стр. 21)
          13.Масленичные частушки
          14.Знакомство с народным календарём: «Сретенье» – рассказать об обрядах и
          обычаях, связанных с этим днём.
          15. «Ваня-простота» - рус. нар. игра
          (сб. «Народное наследие», авт. Н. Зайкина, Ставрополь 1998 г.)
          16.Беседа: «Русские зимние забавы».
          17.Беседа: «Колыбельная песня»- рассказать, откуда произошло это название, для
           чего пелись колыбельные.
           18.«Люли-люленьки» -колыбельная
           19.«Ой, вставала я ранёшенько» - р.н.п.

                ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «МАСЛЕНИЦА»

                 МАРТ

          1.Распевание – упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные.            2.Наш оркестр            жур. «Музыкальная палитра» № 6-2004 г., стр. 31)            3.Жаворонки, прилетите /закличка/            (сб. «Детский музыкальный фольклор», авт. Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина, изд.                 4.Знакомство с народным календарём: «Красная горка» – рассказать об обычаи            этого дня.            5.Беседа: Загадки, скороговорки.            6. «Жаворонки, прилетите» - закличка            7.Беседа: «Весна. Март».            (сб. «Народные праздники в детском саду», авт. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова,               изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2005 г.) 

8.Беседа «Русская матрёшка».
            9. «А я по лугу» – р.н.п., обр. В. Агафонникова
             10.Беседа: «Рассказ о ярмарке».
             11.Ярмарка
             (жур. «Музыкальный руководитель» № 4-2004 г., стр. )
             12.«Мальчик-кучерявчик» - Больше-Солдатский р-н Курской области
             13. «Ручеёк» - русская народная игра
             14. «Где был, Иванушка?»–  р.н.п., обр. Н. Метлова
             15. «Ярмарка»
              (жур. «Музыкальный руководитель» № 4-2004 г.)
             16.Беседа: «Русский самовар».
             17. «Где был, Иванушка?» – р.н.п., обр. Н. Метлова
             18. «Жмурки» - русская народная игра
             19. «Берёзка» - (жур. «Колокольчик» № 25-2002 г., стр. 20)

АПРЕЛЬ

             1.Беседа: «Весна.Апрель».
             2. «Земелюшка-чернозём2 – р.н.п.
             3. «Лиска-лиса» - русская народная игра
             4.Беседа: «Русская берёзка».
             5. «Березка» - хоровод
             6.Знакомство с народным календарём: «Благовещенье»
             7. «Во поле береза стояла» - рус.нар. песня
             8.Знакомство с народным календарём: «Светлый праздник – Пасха»
             9. «Пошла млада за водой» - р.н.п.
            10.Слушание шума березовой рощи.
            11.Беседа: «Посиделки».
            12. «Калинка» - рус. нар. песня
            13. «Божья коровка» - детский фольклор
            14. Беседа: «Знакомство с русским платком».
            15.Распевание – упражнения для дыхания, по звукообразованию,  
             интонационные.
            16. «Комара женить мы будем» - русская народная песня
            17.Повторение  знакомых песен  (по выбору детей)
            18.Беседа: «Кукла».
            19. «Как у наших у ворот» - русская народная песня

              МАЙ
             
              
1.Беседа: «Весна . Май».
               2. «Тимоня» - танок Курской области
               3.Беседа: «Богатыри земли русской».
               4. «Во кузнице» - русская народная песня
               5.Знакомство с народным календарём: «Соловьиный праздник»
               6.Распевание – упражнения для дыхания, по звукообразованию,

 

               интонационные.
               7. Закличка:
                 Заря-заряница, красная девица,
                 По полю ходила, ключи обронила.
                  Ключи золотые, ленты расписные.
                8. «Заплетися, плетень» - русская народная игра
                9.Небылицы
                10. «Дождик» -детская летняя закличка
                11.Знакомство с народным календарём: «Николай-Чудотворец»
                12. «Горелки»  - русская народная игра
                13.Беседа: «Троица».
                14.Распевание – упражнения для дыхания, по звукообразованию,
                 интонационные.
                15. «Золотые ворота» - игра Курской области
                16.Повторение  знакомых игр, песен, хороводов  (по выбору
                детей)

 

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «ПОСИДЕЛКИ»

 

Список литературы:

1.     Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.

2.     Приобщение детей к русской национальной культуре. Мет. Пособие ч.1,,  авт. Денисова Т.В., рец. Перминова Л.Я., Бредихина Л.Д. Курск -1998 г. (ИПК и ПРО)
3.     Приобщение детей к русской национальной культуре. Мет. Пособие ч.2,,  авт. Денисова Т.В., рец. Перминова Л.Я., Бредихина Л.Д. Курск -1998 г. (ИПК и ПРО)
4.     Фольклорный праздник , Г.М. Науменко, Москва – 2006. ООО «ЛИНКА-ПРЕСС»
5.     Наши праздники, Редакция СВЕТ ПРАВОСЛАВИЯ, 2001
6.     Народный месяцеслов. , Г.Д.Рыженков,1991, Москва «Современник»
7.     Сборник загадок, М.Т. Карпенко, Москва «просвещение, 1991
8.     Осенние праздники, игры и забавы для детей, В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Москва, ТЦ «Сфера», 1998
9.     Зимние праздники, игры и забавы для детей, В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова, Москва,  ТЦ «Сфера», 1998
10.                       Весенние праздники, игры и забавы для детей, В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова, Москва,  ТЦ «Сфера», 1999
11.                       Летние праздники, игры и забавы для детей, В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова, Москва,  ТЦ «Сфера», 1999
12.                       Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет, М.Н.Асташина, Волгоград, Издательство «Учитель», 2012 г.
13.                       Жаворонушки, Г.Науменко, Москва «Советский композитор», 1984-1998
14.                       Фольклорные праздники для детей дощкольного возраста, С.И. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова, Москва, ГИЦ «Владос», 2001
15. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. сб. «Народные праздники в детском саду», изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2005 г.
16.  Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.$12.     Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.
17.   Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.
18.   Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.
19.   Рытов Д.А. сб. «У нашего двора нет веселья конца», изд. «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2006 г.
20.   СМИ - журнал. «Колокольчик»
21. СМИ - журнал. «Музыкальный руководитель»
 
анимация бабочки